Тест-драйв Subaru Outback: американский Крокодил-Данди из Японии
История компании Subaru, как исследовательской лаборатории авиации – нового оружия Первой мировой войны, начинается в 1915 году. Ее основатель – Чикухей Накаджима уже в 1932 году преобразовал её в Nakajima Aircraft Company и поставлял весьма успешные самолеты в императорскую армию до самого конца Второй мировой войны.
Сборочный цех Nakajima Aircraft Company
Дальше победные «санкции» США к ВПК компаниям Японии и вынужденное дробление. Из 12 частей к 1955 году собрались вновь лишь шесть в новую Fuji Heavy Industries. Объединились: производители вагонов, скутеров, двигателей, шасси и токийская торговая компания Fuji Sangyo. Была даже такая веха – выпуск мотороллеров (скутеров) из оставшихся запчастей самолетов.
Subaru 360 & Subaru Rabbit
Директор Fuji Heavy Industries Кэндзи Кита был крайне убедителен – именно он консолидировал план развивать автопроизводство и все же переименовал первый автомобиль Р-1 в свою давнюю мечту – японское название «скопления звезд Плеяды» – «Субару». Первым автомобилем в 1958 году стал Subaru 1500. Их выпустили не больше 20 штук – связи с поставщиками только налаживались.
Subaru 1500
Потом был крошечный Subaru 360. За 12 лет выпущено 392 тысячи двухтактных, 25 лошадных «божьих коровок». Малькольм Бриклин бросил: «дешевая и страшная». И под этим слоганом и продавал их в США.
Кстати, с американским рынком в начале получалось не особо, но грянул нефтяной кризис и уже 22980 продаж в 1974, 80826 в 1977 и больше 140 тысяч проданных Subaru в 1980 году. «Полный привод за весьма разумные деньги» – стал очень убедительным аргументом. На сегодня в США Subaru стабильно в Топ-10 продаж.
В Японии Subaru 360 стал одним из самых продаваемых автомобилей. Выпускался в единственном поколении в четырех исполнениях: двухдверном, универсал, кабриолет и спортивном.
Почему я начал с крепости фанатского движения бренда? В 2016 году на СубаФесте я видел в России ходовой экземпляр Subaru 360.
В 2019 году в Москве пройдет юбилейный 10-ый SubaFest. И уверен опять соберет тысячи поклонников марки.
Subaru 360 в Москве на SubaFest 2016
Позже Fuji Heavy Industries выпустила в 1965 году прорывной Subaru 1000 – с оппозитным двигателем и полным приводом, от которого, собственно, привередливые фанаты и отсчитывают историю марки Subaru.
Subaru 1000
В истории марки было партнерство и сотрудничество с Nissan и General Motors. Сейчас в составе акционеров FHI (материнской компании Subaru) Toyota. Плодом этого совместного творчества стала Toyota 86 или Subaru BRZ.
Outback появился на рынке в 1994 году.
В те годы я жил в Алматы и хлынувшие на рынок изрядно подержаные Subaru и Toyota производили настоящий фурор. Outback особо ценили за вместительность, дорожную всеядность и надежность. И все это сопровождалось магией «японских, армейских технологий».
Изначально Outback выпускался в двух версиях кузова: более привычный нам универсал и хетчбэк выкроенный из Impreza известный так же, как Outback Sport. Эта ветвь эволюции после трансформировалась в Subaru XV Crosstrek, а о нем еще будет отдельный рассказ.
Subaru Legacy второго поколения стал первым поколением серии универсалов Outback, получившей название Legacy Grand Wagon в Японии в 1995 году, и «Legacy Outback» на большинстве других рынков.
Именно в Австралии было впервые сокращено название модели до Outback.
Универсал Outback практически полностью повторял свой прототип – Legacy. В Outback добавили защитную боковую обшивку кузова, приподнятую крышу и подвеску.
Все опять тесно связано с Subaru of America откуда, как ни странно, пришла австралийская концепция «Outback», впервые представленная там же – на автосалоне в Нью-Йорке.
Продажи в Subaru в США падали в середине 1990-х годов в том числе из-за отсутствия новых предложений среди спортивных внедорожников. Разрабатывать новый автомобиль было не на что и Subaru решила прокачать имеющуюся модель.
Популярный Крокодил-Данди, актер, австралиец Пол Хоган был тогдашним «амбассадором бренда» в США и, использовал как рекламный ход австралийское происхождение имени модели – Outback противопоставляя его, как более эффективную альтернативу большим внедорожникам или пикапам.
Рекламная кампания обошлась в 22 миллиона долларов и подчеркивала в качестве преимуществ Legacy Outback: устойчивость и управляемость, торможение и топливную экономичность.
Загримированный почти в SUV Legacy – зародыш «Outback спас компанию – продажи превзошли все ожидания», – Тим Махони, старший вице-президент Subaru of America.
Кстати, Audi A6 Allroad (в подобном формфакторе) появится только в 1999 году. Я бы предположил, что именно формфактор в сочетании с полным приводом и экономичным оппозитным двигателем – ключевое маркетинговое преимущество Outback. Это еще не кроссовер, но и уже не универсал. Это нечто между. По крайней мере, сравнивая сегодняшние модели – точно.
Даже сейчас определить конкурентов для Outback предельно сложно, если у тебя под рукой нет маркетинговых исследований покупательских предпочтений, но об этом немного позже, как и о цифрах продаж.
Фактическое второе поколение Subaru Legacy Outback вышло в 2000 году.
Через год после премьеры материнской модели Legacy (III поколения) и стало уже самостоятельной моделью. Автомобиль, нацеленный на американский рынок, стал ожидаемо, длиннее и шире. Все модели получали стандартный симметричный All Wheel Drive. Гамма моторов: от безнаддувного 2,0-литрового flat-4 EJ20 до EZ30 3.0L.
Примечательно, что это поколение Outback впервые оснастили прекрасно звучащей стереосистемой McIntosh. Но это не тот, всем известный Mcintosh, и не дождевик Макинтош, а другой – лаборатория McIntosh из Бингхэмтона.
В сентябре 2003 году представлено третье поколение Outback. Первый и, пока последний раз, когда новую модель Аутбек презентовали не в США. Судя по результатам ее жизненного пути и последующим премьерам – это был «плохой знак».
Премьера в Северной Америке отложилась до января 2004 года. Комплектации в США были дополнены двигателем 2.5L EJ25 с турбонаддувом, который пошел и в ограниченную юбилейную 80-и летнюю серию в Японии.
Примечательно, что и клиренс на рынке США составлял 220 мм. против 200 мм. на европейском. Увеличенный клиренс позволил классифицировать Outback как легкий грузовик – к ним менее жесткие требования по выбросам CO и топливной экономии. К тому же у легких грузовиков в США можно было тонировать задние стекла.
Но в целом это поколение можно считать самым неудачным. Уже на старте мировые продажи были на спаде, выход нового поколения только удержал стагнацию, ну а к ипотечному кризису в США и последовавшей «Великой рецессии» 2007-2008 продажи вовсе рухнули на показатели 1996 года.
Outback четвертого поколения был представлен на Нью-Йоркском международном автосалоне в апреле 2009 года.
По сравнению с третьим поколением, новый Outback был на 50 мм шире и на 105 мм выше, но общая длина была уменьшена на 20 мм. Колеса были вытолкнуты к углам автомобиля, с уменьшением переднего и заднего свесов на 90 мм и более длинной колесной базы на 70 мм, в основном реализованной, как увеличенное пространство для ног заднего пассажира.
Убрали: двойной люк, датчик температуры охлаждающей жидкости (остался индикатор), контрастный цвет бамперов и самое главное – боковые окна больше не были безрамными, что положило конец традиции Subaru, которая началась с первого поколения Leone в начале 1970-х годов.
Европейский дебют Subaru Outback сопровождался пресс-релизом, объявившим модель пионером марки в сегменте кроссоверов. В январе 2010 года начались продажи Outback в Южной Корее.
В этом поколении Subaru к механической и автоматической коробке добавила фирменный, но немного шумный вариатор Lineatronic и представила усовершенствования в шасси: Dynamic Chassis Control Concept.
В критических областях шасси и подвески теперь применялась высокопрочная сталь для достижения высокой прочности при меньшем весе. Впереди устанавливалось крепление Cradle Mount, изолировавшее с помощью резиновых опор подвеску и двигатель от салона для увеличения плавности хода и шумопоглощения.
Новинкой стала задняя подвеска с двойным поперечным рычагом, со всеми звеньями подвески и задним дифференциалом, изолированным от заднего подрамника большими резиновыми опорами.
Обновление текущего поколения в 2013 году принесло в автомобиль прекрасную функцию, работающую на Subaru и сейчас – EyeSight. Добавились ассистенты безопасности: электронный контроль устойчивости, систему экстренного торможения и электронное распределение тормозных усилий в список стандартных функций каждой комплектации.
EyeSight состоит из двух камер, по одной на каждой стороне внутреннего зеркала заднего вида, которые используют стереоскопическое зрение, подобное человеческому, получающая трехмерное цветное изображение дороги и объектов на ней.
EyeSight может помочь поддерживать безопасную дистанцию на шоссе, систему предупреждения о выходе из полосы движения, будильник при смене светофора и даже следить за пешеходами – в общем «бдительный пассажир, не занимающий пассажирское кресло».
В целом EyeSight работает существенно стабильнее радарных или сонарных аналогов – «держите чистым лобовое стекло». Причем для EyeSight не требуется согласования рабочих частот с чем сталкивается множество автопроизводителей в России.
ACC (адаптивный круиз-контроль) в Outback (в современной модели стоит та же система) работает очень и очень хорошо – маленькая дистанция, быстрая реакция, не теряет впереди идущий автомобиль в поворотах, плавно тормозит – то, что надо. Правда, система удержания полосы чрезмерно тревожна, но это одна из тех опций, которая может однажды спасти вам и вашей семье жизнь.
В период актуальности четвертого поколения Outback продажи в США, а это все же основной рынок модели, выросли почти в 2 раза: 55.3 – 138.7 тыс. В Европе упали в половину: 12.0 – 6.4 тыс.
Россия за время продаж этого поколения Субару Аутбек прошла «от кризиса до кризиса» и по сути продажи остались на том же месте: 0.8 – 2.5 – 0.5 тыс. Подробная таблица с показателями продаж по данным «Автостат» в конце материала.
Некоторые из рекламных слоганов Subaru:
«Inexpensive, and built to stay that way» – игра слов: «Недорогой и остающийся каким есть (придерживающимся выбранного пути)» (США 1970-е – начало 1980-х),
«The World’s Favourite Four Wheel Drive» – «Всемирно любимый полный привод» Великобритания,
«Plus on y pense, plus on a le goût de la conduire» – (буквально: «Чем больше мы думаем об этом, тем больше у него вкуса (или желания, побуждения, желания) управлять им») французский Квебек,
«We built our reputation by building a better car» – «Мы создали свою репутацию путем создавая лучшие автомобили»,
«What to Drive» – «Что водить/Чем управлять»,
«The Beauty of All-Wheel Drive» – «Красота полного привода»,
«Driven by What’s Inside» – «Управляемый (ведомый) тем, что внутри»,
«Think, Feel, Drive» – «Думай, чувствуй, води»,
«Love. It’s what makes Subaru, a Subaru» – «Любовь. Это то, что делает Subaru тем, что он есть» (США в начале 2010-х годов),
в настоящее время:
«Confidence in Motion» – «Уверенность в движении» в Северной Америке,
«All 4 The Driver» – «Все для водителя» в Австралии,
«Uncommon Engineering, Uncommon Stability, Uncommon Roadholding, Uncommon Sense» – «Незаурядное проектирование, редкая стабильность, необыкновенная устойчивость на дороге, удивительные ощущения» в Великобритании
«Technology that gives you Confidence in Motion» – «Технологии (техника) дарующая уверенность в движении» в Юго-Восточной Азии.
И современная Россия:
«Создан инженерами» и «Продуман до миллиметра».
На этот тест-драйв нам досталось пятое поколение покорителя прерий – Outback в комплектации Premium ES 2.5L. На момент теста цена 3 млн. руб. Subaru Outback снова подрос и теперь во всем мире классифицируется, как кроссовер.
Понравилось:
Система EyeSight и работа стереокамеры; Надежность; Вместительность; Обзорность с водительского места.
Двигателей, легендарных Subaru Boxer, в России: 3 варианта 2.5 литрового (FB25): 2.5i; 2.5i-S; 2.5i-S ES и один 3.6 литровый: 3.6R-S ES (EZ36 в 256 hp от 2013 года). FB25 немного доработали – увеличив крутящий момент в середине. За пределами России доступен еще и турбодизель: 2.0 L DOHC 148 hp (110 kW).
На китайском рынке вместо EZ36 представлен турбированный 2.0L FA20F. В Великобритании, Канаде и Австралии самая младшая версия доступна с шестиступенчатой механической трансмиссией на остальных рынках без вариантов: цепной вариатор Lineatronic CVT.
В России только у старших комплектаций Premium ES устанавливается ценнейшая опция EyeSight.
Подвеска: передняя независимая, McPherson, со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя та же: независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах, со стабилизатором поперечной устойчивости.
Усиливает рулевое управление электропривод. Цены на автомобиль варьируются от 2 429 000 до 3 509 900 руб.
О личных впечатлениях: безусловно Subaru Outback просто вцепляется в дорогу. Правда удивил очень мягкий руль на скорости больше 100 км/ч – видимо инженеры Subaru не видят его гоняющим по кампусам.
View this post on Instagram
#Subaru #Outback
Кстати, наибольшая популярность Outback в США именно у прогрессивных жителей небольших городов и университетских кампусов, находящих владение пикапом старомодным и излишним.
Несмотря на всю свою инновационность, на фоне остального ряда современных автомобилей, вся линейка Subaru, а в частности Outback очень консервативны – и это прекрасно! Нет обилия сенсорных переключателей, планшетных консолей, нет новаторских отделочных материалов, раздражающего «плохим пониманием» голосового управления, и прочих «модных штучек». Классика и оптимальный, инженерный минимализм.
Не понравилось:
Большой расход омывающей жидкости щедрыми спринклерами; Американское отсутствие отключения airbag (В США запрещено законодательно); Мягкий руль на больших скоростях; Сильный шум рейлингов, особенно при открытом люке.
При всем этом визуально и теоретически очень сложно определить конкурентов для Outback. Вы попробуйте сами – у кого такой же форм фактор и похожая цена? Ни у кого! Audi и Volvo улетели в космос по ценам. Остальные или сильно больше и дороже или дешевле и менее насыщены успешными инженерными решениями – «пустые как барабан».
Определить линейку конкурентов можно только с другой стороны – со стороны покупателя: среди каких моделей он выбирал и выбрал Outback? Получились такие, весьма странные на первый взгляд данные:
Конкуренты Suabru Outback в 2019 году согласно анализу линейки автомобилей интересовавших покупателей Аутбэк.
Марка Модель | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 5м2019 |
AUDI Q5 | 379 | 4411 | 4898 | 4747 | 5879 | 6391 | 6179 | 3648 | 3641 | 2636 | 3068 | 1463 | |
BMW X3 | 1842 | 2228 | 2285 | 2256 | 2555 | 6058 | 6946 | 7332 | 4028 | 2932 | 2306 | 4543 | 2111 |
MERCEDES-BENZ GLC-CLASS | 1690 | 4360 | 4365 | 4835 | 1799 | ||||||||
MITSUBISHI PAJERO SPORT | 5082 | 5663 | 2905 | 3501 | 7245 | 6549 | 8509 | 9975 | 3317 | 2465 | 4054 | 8271 | 3357 |
NISSAN MURANO | 2330 | 1757 | 1428 | 2808 | 4887 | 6175 | 4381 | 4133 | 1524 | 1594 | 2693 | 3290 | 1166 |
SUBARU OUTBACK | 2542 | 2408 | 835 | 1484 | 2457 | 2556 | 1668 | 1954 | 574 | 1156 | 1146 | 1205 | 365 |
TOYOTA HIGHLANDER | 7 | 39 | 13 | 675 | 8911 | 11089 | 7327 | 13233 | 3319 | 369 | 782 | 1139 | 334 |
TOYOTA LAND CRUISER PRADO | 12031 | 17088 | 5834 | 13113 | 14190 | 18269 | 15990 | 18305 | 13387 | 14353 | 13595 | 17156 | 5290 |
VOLVO XC60 | 152 | 606 | 2384 | 4146 | 6184 | 5491 | 6832 | 3363 | 2868 | 2720 | 2596 | 1137 |
Источник: АВТОСТАТ
У нас, в текущей, стабильно плохой экономической ситуации, надеется на рост продаж не уместно – удержаться бы на рынке. Хотя в штаб-квартире Subaru рынки России и Чили относят к «одним из самых быстрых». И видимо непредсказуемо быстрых как на рост так и на падение.
Суммарные мировые продажи модели Outback растут, в первую очередь за счет США. Но есть и колоссальные провалы – рынок Китая.
Subaru занимает 24-е место в глобальном рейтинге брендов благодаря стабильному росту в период 2010-2018 годов, но в Китае Subaru представлен микроскопическим игроком. Продажи в 2017 году упали в сравнении с 2016 годом на 34% до 31 тысячи автомобилей.
Глобально в 2018 году компания установила очередной рекорд за все время существования: +0,5% (всего продано 1,1 миллиона автомобилей). США и Канада были незначительно позитивными, в то время как Китай и Япония опять снизились в двузначном выражении.
С 2010 года (до 2018) продажи бренда выросли на 72,5% с CAGR 9,1%. За тот же период мировой рынок легковых автомобилей вырос с 73,7 млн. До 94,3 млн., при этом глобальный CAGR составил 3,5%. Следовательно, Subaru резко увеличила долю рынка в этот период – Focus2move.
Продажи Subaru по отчетам компании на конец 2018 и 2019 годов.
Но без Китайского рынка рост продаж Subaru продолжаться не может. Причем причины противостояния двух стран многогранны, слоисты и при этом просты и исторически прозрачны. Погуглите если не лень.
В числе «успешных решений» [sic!] блокировка Пекином запроса Subaru о создании совместного предприятия с Chery Automobile Co. (Согласитесь – это был бы сногсшибательный тандем!).
Без местного производства, автомобили Subaru обременены большой импортной пошлиной, но, тем не менее компания, чисто с восточной гордостью, хочет отказаться от дисконтирования, чтобы «сохранить ценность бренда»:
«Нам не нужно насильственно наращивать продажи, чтобы поддерживать работу завода», – сказал Генеральный директор Subaru Ясуюки Йосинага.
Но тем не менее зацепится на рынке Китая жизненноважно – это понимают в Subaru все.
Ясуюки Йосинага, Генеральный директор Subaru
Итого: Аутбэк не внедорожник, он гигантский универсал, но проходимее многих кроссоверов. Прекрасно оснащен. Утилитарен экстерьер, но там же «ехать, а не шашечки». В ценовом сравнении опережает большинство конкурентов.
Объем багажника 512 литров – достаточно для хранения большой детской коляски и продуктов на пару недель. Глубина и размер багажника обеспечивают универсальность для перевозки больших коробок. Сложили задние сидения и увеличили багажное отделение до 1801 литра.
Двигателя 2,5 мне показалось достаточным, если вам нет – 3,6 точно удовлетворит. Если вы ездили на предыдущих поколениях Outback с классическим автоматом – возьмите заранее на продолжительный тест Аутбэк с вариатором Lineatronic – возможно вы не сможете к привыкнуть к этой, самой экономичной коробке переключения передач.
Надежен, вместителен. Outback – автомобиль большой и долгой дружбы и партнерства.
Нынешнее, пятое поколение Outback уже на излете – представлено шестое поколение покорителя прерий 2020 модельного года. Премьера состоялась в Нью-Йорке, что хороший знак для модели. Сохранился тот же стиль кузова. Чуть поменялся экстерьер и обновился интерьер.
Outback 2020 года будет собран на более жесткой глобальной платформе Subaru, которая позволяет использовать альтернативные силовые агрегаты: гибридные или полностью электрические.