KIA Sportage тест-драйв – о нем мечтал
С глобальным редизайном на рубеже 90-х – 00-х в KIA компактный вездеход Sportage стал кроссовером и суперхитом, желанной моделью для очень многих жителей СНГ. Конечно, его успех захотели повторить все и этот формфактор расплодился. Мое мнение относительно «Спортэйджа» тоже поменялось…
Первое SUV от KIA – Sportage появился в Южной-Корее в 1993 году на платформе долгожителя Mazda Bongo. Двигатель, трансмиссия, дифференциалы были заимствованы с автомобилей Mazda. В то время KIA кооперировалась с Mazda и Ford. От Ford и Mazda экспортировались технологии, а KIA предоставляла производственные мощности в том числе для Ford.
В Южной Корее обкатали использование этой платформы еще до Спортэйджа – полная копия Бонго – грузовичок Kia Wide Bongo выпускается до сих пор с 1980 года.
Интересно, что на этой же платформе выпускался и легендарный проходимец Delica от Мицу, так что они родственники, хоть и очень дальние.
Первая версия Sortage пришла в Европу только через 2 года после начала производства. Кроссовер продавался либо в исполнении пятидверного внедорожника, либо в виде трехдверного кабриолета с мягким верхом. Примерно в 1996 году компания выпустила удлиненную версию.
Уже в следующем году, 17 мая калининградский «Автотор» начал российскую крупноузловую сборку автомобилей KIA, в том числе Sportage.
Kia Sportage 1997 модельного года был первым в мире серийным автомобилем, оснащенным коленной подушкой безопасности. И тем не менее, KIA Sportage набрал наименьший возможный результат в краш-тестах ANCAP в Австралии – всего одна звезда из пяти.
До начала 2000-х годов доверия корейские автомобили на территории СНГ не вызывали. Полноприводный Sortage рассматривали, как альтернативу работяге УАЗу, Ниве – автомобиль активного отдыха и дачи.
Ранние Sportage не были не являлись дизайнерскими шедеврами и покоряли владельцев оснащением: шасси на лонжеронной раме, двухступенчатая раздатка и отключаемый привод переднего моста. Хотя и полный привод включать на трассе было нельзя – отсутствовал межосевой дифференциал.
Следующее поколение Sportage было разработано уже после слияния с Hyundai (Kia Motors была приобретена Hyundai Motor в 1998 году) и вышло на рынок в 2004 году.
Платформой стала тележка Elantra и Tucson – соответственно внедорожник потерял все свои внедорожные качества, стал кроссовером, но получил уже 2 звезды из пяти в краштесте IIHS. Дизайн по-прежнему был не особо выразительным, азиатским.
В 2006 году KIA нанимает в шеф дизайнеры немецкого гения – Питера Шрайера и все меняется радикально. С 2008 по 2011 год продажи KIA в мире вырастают на 81%. В 2010 выходит третье поколение Sportage и он возвращает лидерство в продажах SUV будучи уже чистокровным кроссовером.
Автомобиль заслуживает овации именно за дизайн. После невнятных юго-восточно азиатских повозок, концерн выходит на мировой уровень с бестселлерами – Rio и Sportage. Даже его условно «старший» однояйцевый брат Hyundai IX35 не получился таким привлекательным.
Обозреватели в унисон вынесли Sportage на другой уровень, уже сравнивая с Honda CR-V, Toyota RAV4 и другими уже японскими компакткроссами. Из ощутимых недостатков – маловато багажного пространства. Слышал много жалоб от знакомых владелиц о невозможности полноценно вместить детскую коляску в багажнике. Но все-же больше 500 литров (1353 л максимум) багажного пространства это больше среднего по классу.
Все остальное более чем достойно: оптимальная линейка двигателей и комплектаций, удобная посадка водителя, энергоемкая подвеска, хороший клиренс и самое главное притягательный и престижный дизайн.
В 2015 году KIA Sportage переодевается. Эволюция прошла весьма удачно – фамильные черты сохранились, кроссовер стал немного, лишь визуально, массивнее, но не потерял свой спортивный характер.
Вскоре, через 3 года, на фоне стагнации продаж кроссовер получил еще одно обновление. Внешние косметические корректировки, к счастью, незначительны: новый дизайн решетки радиатора, передние фары на GT-Line стали полностью светодиодными, на «дорогих версиях» апертуры противотуманных фар стали более резкими, «угрожающими» и тоже светодиодными. На переднем бампере появился хромированный пояс по всей длине.
Доработаны задние фонари и нижний бампер. Теперь они лучше сочетаются с хромированной отделкой. Новый дизайн дисков во всех трех размерах – 17, 18 и 19.
В интерьере минимум перемен: по сравнению с версией 2016 года, за исключением добавления обновленных мультимедийных систем (8” Apple Carplay и Android Auto) по всей линейке и переработанного рулевого колеса для версии GT Line. Внешняя массивность увеличила внутренние размеры салона, но при этом от, и без того небольшого багажного отсека, отняли 13 литров.
С двигателями перемены радикальнее: в связи с низким спросом <2% снят с продажи турбированный 1,6 двигатель с роботизированной семиступенчатой коробкой. Но вместо турбированного на Sportage с Sorento спустили новый/старый атмосферный мотор: 2,4 GDi с гидротрансформатором на 6 передач.
В качестве водительских ассистентов на все версии распространились: AEB (автоматическое экстренное торможение) и помощь в удержании полосы движения. Раньше они были доступны только на топовой спецификации GT Line.
Как уже стало традиционным, у Sportage (как и у других кроссоверов Hyundai-Kia) возникают вопросы к работе трансмиссии, в целом, на смешанной поверхности (снег/грунт, лед/снег и т.п. – ну это общая особенность дифференциала) и к перераспределению момента на условном бездорожье, в частности. Даже при малейшем вывешивании корейский кроссовер начинает безальтернативно махать «поднятыми лапками», ну или максимум шуршать проскальзывающим колесом. В чем причина столь неудачного перераспределения: скорейший перегрев муфты или только настройки компьютера – разбираться надо уже за границей «потребительского» тест-драйва, но длится это уже несколько лет.
В ходе тест-драйва, который состоялся задолго до нападения на землян злобного вируса, мы успели сгонять за Калугу в деревню, помесить деревенские дороги, опробовать его поведение на скоростных трассах московской области, и улицах Москвы. Общее впечатление осталось прежним – не зря я о нем мечтал. Все сохранилось – Sportage свой парень! И до деревни/дачи довезет, причем с достойным комфортом, и в городе адекватная компактность будет более чем уместной.
Отделка классово качественная, мультимедиа простая, понятная и достойно звучащая. Главное экран не торчит грыжей из торпеды! Управляется автомобиль с незначительными оговорками, но адекватно. Очень удобен на трассе и грунтовке. Ну маловат багажник, но тут уж можно глянуть на конкурентов. Они может и предлагают побольше багажный отсек, но уже компактный кроссовер за цену Sorento. Так что – попробуйте его сами – он достоин. А у меня приоритеты сместились – мне компакт стал маловат, что скорее меня расстраивает.
Анализировать продажи сложно. С Россией всё предельно ясно и тем не менее вопреки всему Sportage держится в тройке бестселлеров. В Европе продажи падают 4 года подряд. А вот в США продажи растут уже 7 лет.
Как у нас смотрите в таблице. Прогнозировать 2020 год, как вы понимаете, бессмысленно.
Марка Модель | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2 мес. 2020 |
TOYOTA RAV4 | 21094 | 21719 | 8705 | 15521 | 25621 | 26801 | 39377 | 37996 | 24748 | 28511 | 33308 | 30412 | 30192 | 6272 |
NISSAN QASHQAI | 15532 | 30815 | 15800 | 20342 | 33263 | 35865 | 36181 | 34616 | 8766 | 16816 | 18896 | 22760 | 24469 | 4425 |
KIA SPORTAGE | 7322 | 5850 | 11871 | 20982 | 22629 | 33604 | 33896 | 31037 | 17938 | 20002 | 24646 | 32651 | 32378 | 4433 |
VOLKSWAGEN TIGUAN | 2577 | 6634 | 12575 | 17892 | 29765 | 27340 | 23039 | 12133 | 10389 | 27047 | 31927 | 37399 | 4968 | |
HYUNDAI TUCSON | 16638 | 20916 | 11880 | 5798 | 332 | 308 | 280 | 103 | 692 | 9045 | 11264 | 23869 | 22045 | 2765 |
HONDA CR-V | 8433 | 27942 | 8119 | 5546 | 9111 | 12701 | 18684 | 15724 | 4104 | 1477 | 2129 | 4413 | 1890 | 199 |
SUBARU FORESTER | 5871 | 10035 | 4372 | 3584 | 7189 | 6720 | 10734 | 11110 | 4574 | 3984 | 4458 | 4907 | 5506 | 765 |
RENAULT KOLEOS | 1084 | 2923 | 1669 | 2143 | 1497 | 2745 | 2351 | 844 | 69 | 615 | 980 | 691 | 90 | |
PEUGEOT 3008 | 762 | 3329 | 4990 | 2488 | 1272 | 235 | 266 | 924 | 1328 | 913 | 110 | |||
MITSUBISHI ECLIPSE CROSS | 2466 | 1777 | 213 | |||||||||||
FORD ESCAPE | 3 | 587 | 1507 | 307 | 26 | 59 | 71 | 66 | 8 | 4 | 1 | 1 | 5 | |
CITROEN C5 AIRCROSS | 123 | 65 |