Прочие аудиторские услуги

38 смотр.

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Характеристика прочих аудиторских услуг

Постановка бухгалтерского учета предусматривает разработку для экономического субъекта системы организации бухгалтерского учета. Это касается, прежде всего, вновь создаваемых, а также действующих ор­ганизаций и предприятий, на которых необходимо произвести мо­дернизацию действующей системы учета. К основным мероприяти­ям этого вида услуг относятся: разработка учетной политики орга­низации, выбор метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, организация документооборота в бухгалтерии, организация управленческого учета, организация сис­темы финансового контроля и др.

Восстановление бухгалтерского учета. Данная услуга оказывается в определенный период времени и носит разовый характер. Залогом того, что такая работа будет выполнена своевременно и качествен­но, является предоставление заказчиком всех первичных и прочих необходимых документов, а также использование программного обеспечения с гибкой системой настройки для выполнения всего комплекса работ по восстановлению учета на персональных ком­пьютерах. Гибкая система настройки позволит устанавливать ра­циональные виды учетных решений на определенных этапах вос­станавливаемого периода.

Восстановление учета — довольно сложная процедура, поэтому она проводится наиболее квалифицированными специалистами аудиторских фирм. Кроме того, для введения в память компьютера типовых хозяйственных операций привлекаются специалисты-опера­торы, ассистенты аудитора и др.

Ведение бухгалтерского учета. В соответствии со ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» в организации, не имеющей бухгалтерской службы, бухгалтерский учет может осуществиться специализирован­ной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Аудиторские фирмы с успехом могут играть роль ука­занной специализированной организации. Единственным ограни­чением на данный вид услуг является указание в Законе «Об ауди­торской деятельности» на невозможность выдачи заключения о дос­товерности отчетности предприятию, на котором аудиторская фирма ведет учет.

Для ведения учета аудиторская фирма разрабатывает для клиента учетную политику, формирует рабочий план счетов бухгалтерского учета, перечень субсчетов, проектирует состав аналитических счетов и регистров, рекомендует форму счетоводства, методики получения дан­ных для целей налогообложения. Сотрудники аудиторской фирмы в случае, если предприятие на момент заключения договора не располагает необходимой оргтехникой — компьютерами, средствами связи, — мо­гут дать рекомендации по выбору приемлемых для клиента техниче­ских средств, произвести подбор, установку и настройку программного обеспечения, выполнить работу по наполнению баз данных.

По желанию клиента сотрудник (сотрудники) аудиторской фир­мы работает непосредственно в офисе у заказчика, который берет на себя обязательства по предоставлению необходимого оборудования, организации рабочего места аудитора и др. Если клиент не распола­гает достаточными средствами для приобретения оргтехники или считает нецелесообразным ее приобретение, не имеет условий для работы сотрудников аудиторской фирмы в офисе клиента, то заказ­чик берет на себя обязательства исключительно по своевременному предоставлению первичных документов. Все остальные функции — доставку первичных документов в аудиторскую фирму, обеспечение сохранности документов, обработку документов с помощью про­граммного обеспечения, ведение регистров аналитического и синте­тического учета, доставку первичных документов и составленных регистров бухгалтерского учета клиенту и др. — берет на себя ауди­торская фирма.

Ведение бухгалтерского учета можно организовать как по всем видам и счетам, так и по отдельным его участкам или разделам. Та­ковы учет расчетов по оплате труда, учет движения материальных ценностей (данная услуга может потребоваться, если заказчик имеет складские помещения, отдаленные от центрального офиса) и др.

Поскольку у предприятия-заказчика отсутствует бухгалтерская служба и нет квалифицированного сотрудника, которому можно было бы поручить составление отчетности, заполнение налоговых деклараций, защиту бухгалтерской отчетности и налоговых декла­раций в (ИФНС) и других учреждениях, поэтому клиент включает в договор и такие виды услуг, как составление бухгалтер­ской (финансовой) отчетности и защита бухгалтерской (финансо­вой) отчетности и налоговых деклараций и т.п.

Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данный вид работ может быть либо следствием уже проведенного аудитор­ской фирмой комплекса работ по ведению бухгалтерских регистров, либо самостоятельным видом работ аудиторской фирмы — состав­ление отчетности по данным бухгалтерских регистров, представлен­ных заказчиком. Этот вид услуг предполагает составление, кроме того, отчетов внебюджетным и социальным государственным фон­дам, а также статистической отчетности, необходимой для каждого конкретного клиента.

Общеизвестно, что бухгалтерская (финансовая) отчетность не принимается в ИФНС без отметки о сдаче в органы статистики установленных статистических отчетных форм, а также отчетов во внебюджетные государственные фонды. Все эти хлопоты аудитор­ская фирма берет на себя: предварительную сдачу и защиту отчетов во всех государственных социальных внебюджетных фондах; сдачу статистической отчетности в органы статистики.

Среди видов прочих услуг большое место занимают консультационные услуги. Это наименее поддающийся точному оп­ределению вид услуг. Данные услуги включают подготовку разъяс­нений (в устной и письменной форме) по вопросам налогообложе­ния, правильности определения базы налогообложения и расчета размеров штрафных санкций за нарушения налогового законода­тельства, рекомендаций по организации первичного учета, учетных решений, соответствия законодательству заключенных предприяти­ем (организацией, учреждением) хозяйственных договоров (кон­трактов).

Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы осуществляют следующие виды консультирования:

• бухгалтерское консультирование;

• налоговое консультирование;

• управленческое консультирование;

• правовое консультирование;

• экономическое и финансовое консультирование.

В настоящее время все больший спрос на аудит наблюдается не как на последующий вид контроля, а на предварительный, или опе­ративный, контроль (например, консультирование по вопросам бух­галтерского учета и налогообложения), т.е. как на прогнозный аудит. Возрастание спроса на подобные услуги аудиторские имеет место перед сдачей отчетности и сразу после сдачи годовой отчетности. Дело в том, что по результатам проверок годовых балансов аудиторами обычно выяв­ляются существенные ошибки в бухгалтерском учете, которых можно было бы избежать. Но для этого аудитора следует приглашать для совместной работы заблаговременно, до сдачи отчетности. Тогда можно правильно отразить в учете существо сделок, не допустить отступлений от выбранной учетной политики, правильно начислить налоги и т.д.

Проведение экономического и финансового анализа. В последнее время спрос на данный вид услуг значительно возрос. Это связано с тем, что предприятия, хозяйствующие уже достаточное время в но­вых экономических условиях и старые (бывшие государственные предприятия), желают разобраться в своем финансовом состоянии, наметить пути выхода из кризиса, определить, какой вид продукции (работ, услуг) приносит наибольший доход (убытки) и т.д.

На основе финансового анализа, выявления сильных и слабых сторон в финансовом состоянии организации можно наметить меры по его укреплению или выходу из сложной финансовой ситуации.

При проведении анализа аудитор может использовать программные средства, что позволяет выполнять необходимые рас­четы на ПК.

Что касается программных средств для выполнения расчетов по анализу, то имеется достаточно соответствующих пакетов прикладных программ, среди которых безусловным лидером является ППП «Интэк».

Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информацион­ных технологий. Это одно из перспективных направлений деятель­ности аудиторских фирм. Автоматизация учета предполагает прежде всего выбор пакета прикладных программ для автоматизации учета из имеющихся на рынке программных средств и их адаптацию с уче­том специфики деятельности клиента. Следующий этап — разработ­ка или участие в разработке прикладных программ по автоматизации учета. Завершается работа внедрением пакетов прикладных программ. Как правило, услуги по подбору, внедрению, наладке системы авто­матизации учета тесно связаны с такими услугами, как обучение пер­сонала работе на компьютере, постановка бухгалтерского учета, в частности, подбор комплекса технических средств.

Обучение бухгалтерского персонала. В отличие от предыдущего данный вид услуг не предполагает наличия у обучающихся специ­альных знаний в области бухгалтерского учета или налогообложе­ния. Он является скорее продолжением такого вида услуг, как по­становка бухгалтерского учета.

За определенный срок сотрудники аудиторской фирмы подбирают и подготавливают для бухгалтерии определенного предприятия штат сотрудников, начиная от бухгалтеров по отдельным уча­сткам (автоматизированным рабочим местам) учета и кончая глав­ным бухгалтером и финансовым директором. Естественно, что под­бор осуществляется в основном по деловым качествам. Для провер­ки будущего коллектива бухгалтерии на психологическую совмес­тимость аудиторская фирма заключает договор со специализиро­ванной фирмой.

Данный вид услуг предназначен для подготовки и обучения бух­галтеров (начальный курс), обучения персонала ведению бухгалтер­ского учета на персональном компьютере; для подготовки специали­стов к сдаче экзаменов в целях получения квалификационного атте­стата аудитора.

Издание методических пособий по бухгалтерскому учету, налого­обложению, анализу, аудиту. Данный вид услуг выполняется обычно аудиторскими фирмами, имеющими коллективы автором для разра­ботки методической, учебной и популярной литературы по заданной тематике и полиграфическую базу. Обычно в регионе (городе, облас­ти) достаточно одной—двух фирм для удовлетворения потребностей в специальной литературе. Например, в Москве в этом направлении успешно работают аудиторские фирмы «ФБК», «Приор» и др.

Другие интересные статьи

38 смотр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *